четверг, 14 июня 2012 г.

Легенда о Прометее



Тяжело было взяться за этот текст. Но, как говорится, назвался, так полезай. Придется. Да и нужно, действительно нужно как-то переварить все увиденное, облечь в слова, ясно выразить, чтобы самому разобраться.
Я посмотрел Прометея дважды, с перерывом в один день. Иногда я думаю, что лучше было бы второй раз не ходить, впечатление было бы иным, как и этот текст. Впрочем, иногда я думаю наоборот. Но обо всем по порядку.


Для начала: Внимание! Дальше есть спойлеры. Если вы еще не смотрели, читайте на свой страх и риск. Все, поехали!


Есть у Прометея черты, из-за которых он может не нравиться. Вернее, черта. От нее никуда не деться, она, в отличие от всех остальных претензий, которые я пока слышал, не надумана и не отдает разноцветными фломастерами. Это психологическая недостоверность ученых, летящих на корабле. За это фильм не попинал только ленивый, так что я не буду вдаваться в подробности.
Хотя, почему бы и нет? В Прометее есть четыре бредовые сцены:
  1. когда все снимают шлемы в неизвестном инопланетном помещении вместе с фанатичной парочкой;
  2. когда геолог и биолог предпочитают уйти из комплекса вместо того чтобы исследовать первый найденный в истории труп пришельца;
  3. когда биолог лезет обниматься к совсем не милому и не прекрасному инопланетному червяку;
  4. когда член экипажа подходит к неестественно лежащему трупу товарища, который мистическим образом переместился из подземелья к самому кораблю, с вопросом «ты в порядке?!» словно ничего не случилось.

Вот, пожалуй, и все. Это самые яркие примеры весьма странного поведения героев.
  
Горькая ирония в том, что все эти моменты имеют весьма опосредованное отношение к тому, о чем, собственно, фильм. Вообще вся сюжетная линия про чужих хоть и важная, но, по сути, побочная — это часть фансервиса для гиков и фанатов понятно чего и кого. И при этом именно в ней сосредоточено наибольшее количество самых ядерных ляпов, которые отвлекают на себя внимание критически настроенного зрителя, пришедшего в кинотеатр, чтобы его попугали и поразвлекали. Он хмыкает, справедливо произносит: «Вот дебилы!», проникается глубоким недоверием к происходящему на экране, и пропускает все остальное, не обращая внимания на основной сюжет. Каждый такой момент выбрасывает в помойку и иммерсию и suspension of disbelieve. Обидно получается.

Возможно, и с фанатами Чужих фильм заигрывает слишком много, они начинают думать, что это такое новое кино про любимых монстров и Рипли, но не находят там ничего присущего оригинальным фильмам. Хотели как лучше, а получилось странно.
Меня не смутило ни то, ни другое. Ну, правда, какая разница, соблюдают второстепенные персонажи технику безопасности или нет, в фильме про поиск ответов, встречу с творцом и ответственность создателя?

Теперь расскажу о важном, и о чем меня, собственно, просили рассказать. Почему фильм понравился мне в первый раз. Есть несколько причин моего первичного бурного восторга.


Эпическая монументальность образов. С самых первых кадров. Не красота, хотя фильм действительно чертовски красив, а именно монументальность. Панорамы пустой Земли, физическое истинно греческое совершенство Инженера (в оригинале локализованные Создатели назывались именно Инженерами, прочувствуем разницу!), отсылки к мифам. Все это сразу настроило меня на восприятие фильма как мифологического полотна, а не ужастика или научной фантастики. Это одна из причин, по которым к нелогичному мелкому копошению ученых в инопланетном комплексе я отнесся спокойно.

Сразу обозначу другие причины и закроем эту тему. Во-первых, при первом просмотре мне показалось, что на все есть ответы в самом фильме, в том числе, есть обоснование действий всех героев. Во-вторых, я спокойно отнесся к нелепому поведению, приводящему к гибели, потому что такова сюжетная судьба этих персонажей. В них не хватит духа бороться с роком, они должны умереть по законам жанра, в принятом формате. Они никак не могут выжить. Это штамп, клише, закон жанра, мифологема своего рода. Потому они стремятся к смерти, жаждут ее. Это такое… метасюжетное объяснение, я не жду, что кто-то примет его всерьез. Вернемся к положительным сторонам.


Смысловая полнота сцен. Отсутствие пустых диалогов. Все они двигают сюжет вперед, возвращаются к философским темам, говорят что-то о персонажах, герои не болтают просто так. Фильм полный осмысленных диалогов по нынешним временам вызывает у меня восторг, я до сих пор травмирован просмотром Сумерек.
Прометей дает пищу для ума. С первых кадров, отсылающих нас к тезке титану Прометею, фильм настраивает на вдумчивый просмотр и постоянно подбрасывает новые вопросы и идеи. Сцены приятно разбирать по кусочкам прямо во время просмотра: почему Дэвид смотрит именно этот фильм про войну, почему капитан врет ученым про помехи в видеосигнале, зачем в течение всей истории человечества оставлять приглашение на такую опасную планету, приглашение ли это, человек ли героиня Шарлиз Терон, что андроид сказал Инженеру.  И так далее. Про события фильма приятно строить теории и процесс начинается еще во время просмотра.
В фильме есть над чем поразмышлять и кроме конкретных сцен в их непосредственной данности. Тут у нас и тема прометейства аж три раза, и вопросы творения, и отцы и дети, и смерть Бога. Я не могу сказать, что Прометей раскрывает все эти темы, но затрагивает вполне достойно, есть повод поскрипеть извилинами.


То, что фильм не дает ответов на все вопросы, особенно касательно Инженеров, - это фишка, а не баг. В самых первых кадрах говорится, что человечество ищет ответы на некоторые вопросы уже десятки тысяч лет. Как искало, так и продолжает искать после титров: не зря вопросы эти называются вечными.

Создатели Прометея сумели создать удивительно целостное художественное пространство. Выдержанная палитра, контраст между кораблями, гладкий пластик и чуждые биомеханизмы, синтетические внутренности андроида и совершенные титаны-Инженеры. Внимание к деталям, подробные приборные панели, интерфейсы, интерьеры, техника. 


Прометей красив не из-за спецэффектов, а потому что он един, непротиворечив. Потому что форма не спорит с содержанием, а дополняет его. Потому что она не создается ради нее самой, как это часто бывает теперь. Прометей — визуальный колосс, сравниться с которым удастся не скоро.
Фильм прекрасно снят, красивые кадры завораживают, страшные — пугают. Хотелось бы больше деталей от сцены с операционным роботом, больше крупных планов, больше пота, больше ужаса, больше хищности в монстре, чтоб вжимало в кресло, а пальцы впивались в подлокотники. Это уже вопрос фломастеров, конечно. Потому что все кадры-ужастики, которые есть в Прометее, на мой взгляд, это просто дань уважения и приятные плюшечки и печенюшки для поклонников Чужих. Милые, но необязательные мелочи. Прометей не фильм ужасов. Хотя есть и вот такие весьма достойные образцы:


Отдельно хочется отметить музыку. Основная тема меня очень порадовала, мелодия словно из оригинального Стар Трека: старая фантастика, последний фронтир, космическая пионерия, вперед на поиски нового. И как эта тема интересно ложится на остальной фильм: сначала гармонично сочетаясь с происходящим — радость открытий, исследование неизведанного, а потом — рваным диссонансом провожает в путь инопланетный корабль, несущий смерть, ужас и разрушение.

Я простил Прометею его недостатки, и он мне понравился. К его просмотру вообще нужно прикладывать определенные усилия, чтобы получить удовольствие, он не развлекает зрителя сам по себе.
Если честно, я уже давно не выходил из кинотеатра полный такого воодушевления. Со Звездной пыли, наверное. Да, после второго просмотра всплыли недочеты и неувязки, но, с другой стороны, некоторые вещи встали на свои места. В этот фильм можно вглядываться, выискивать какие-то новые детали, нюансы, намеки. Его приятно обсуждать с другими людьми, строить теории о происходящем.

Да, можно было сделать это гораздо лучше. Да, это совсем не Чужие, но он и не обещал ими быть. А первое впечатление осталось, и это впечатление — хорошее.

2 комментария:

  1. надо же... Такой искренний восторг хотелось бы разделить :) У меня фильм оставил как раз противоположное впечатление - пример неудачной попытки совместить трудносовместимые вещи. Трудно сказать, были ли целевой аудиторией любители фантастических блокбастеров (в первую очередь, фанаты серии "Чужих") или ценители эпических драм с философским подтекстом. По-моему, картина вышла разочарованием для большинства тех и других. Сложные вопросы замысла и ответственности творца фильм затрагивает - и не более. Попытками развить эту тему авторы пожертвовали в пользу "блокбастерной" компоненты - столкновения неправдоподобных учёных с ужасами чуждого мира. Как раз пищи для того, чтобы "скрипеть извилинами" фильм, по-моему, не даёт. Идейный посыл авторов фильма местами невнятный, местами тривиальный. Сколько-нибудь сложные выводы и моральные оценки целиком остаются на откуп зрителю, авторы ограничиваются изложением фактов. Такое бедное развитие затронутых в "Прометее" глубоких тем, на мой взгляд,- не художественная недосказанность, а просто нежелание или неспособность авторов углубиться в них, раскрыть и донести до зрителя собственную позицию, свои - пусть неполные, спорные, неоднозначные - выводы и оценки. Суть профанация. Словом, разделить Ваш восторг не могу, поскольку в фильме мне категорически не понравилось именно то, что послужило его причиной :) А монументальность образов действительно присутствует, и выполнена неплохо. На обьективность не претендую, просто хотел высказать своё мнение. От души советую фильм "Контакт", если еще не приходилось смотреть.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну, пожалуй, не то чтобы восторг. Я просто не считаю, что этот фильм - провальный. И в целом, по первому просмотру он мне очень понравился.

      В общем-то, мои аргументы изложены в самом посте, я сейчас уже как-то не готов вести дискуссию про Прометея, тем более, что прошло уже столько времени.

      Возможно, вы правы, и бедное раскрытие тем - это не художественный прием, а именно неумение и нежелание их раскрывать.
      В любом случае, насколько я понимаю, Скотт планирует снять еще два кина-продолжения. Возможно, на них картина как-то выправится.

      «Контакт» посмотрю, спасибо за совет :)

      Удалить